ВИРТУАЛИЗАЦИЯ РЕЛИГИОЗНОГО СООБЩЕСТВА КАК КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ ЭВОЛЮЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ
С. Д. ЛЕБЕДЕВ
Статья посвящена анализу эволюции социологического видения религиозности. Актуальность поднятой темы связана с проблемой демаркации между религиозным и секулярным в позднемодерных обществах. Одним из важнейших измерений последней представляется субъектное измерение, связанное с идентификацией личности как религиозной («верующей») или иррелигиозной («неверующей»). Цель статьи состоит в теоретическом обосновании предметной логики развития научной мысли в её ретро - и перспективе. Социологические подходы к изучению религиозности типологизируются, исходя из взаимосвязанных тенденций исторической эволюции явления и его социально-рефлексивных контекстов, на основе реконструкции неявного знания, лежащего в основе научных концептуализаций явления
Лебедев Сергей Дмитриевич — кандидат социологических наук, доцент, профессор кафедры социологии и организации работы с молодёжью Белгородского государственного национального исследовательского университета. 308015, Белгород, ул. Победы, 85. E-mail: serg_ka2001-dar@mail.ru

Ключевые слова: религиозность; измерение религиозности; основные подходы к изме-рению религиозности; типология подходов к измерению религиозности, виртуализация религиозного сообщества

Лебедев С.Д. 2020. Виртуализация религиозного сообщества как ключ к пониманию эволюции социологических концепций религиозности. Концепт: философия, религия, культура. Том 4. No 3(15). С. 85–104. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2020-3-15-85-104Статья поступила в редакцию: 08.06.2020. Принята к публикации: 07.09.2020.Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.Благодарность. Автор выражает свою благодарность коллегам Ремиру Александровичу Лопаткину (Российское Общество Социологов, Москва), Ивану Владимировичу Павлюткину (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва), Дмитрию Борисовичу Петрову (Москва) и Константину Сергеевичу Дивисенко (Федеральный научно исследовательский социологический центр РАН, Санкт-Петербург) за их замечания и комментарии к тексту статьи

Введение

Религиозность рассматривается в современной социологии как значимая характеристика социального субъекта, способная оказывать потенциальное влияние на другие существенные характеристики его сознания и поведения. В последние десятилетия тематика, связанная с религиозным фактором жизни общества, вновь актуализируется. Социальная реальность религии оказывается отнюдь не сходящей на «нет», более того — «яростной» (П.Л. Бергер), обнаруживающей себя во множественности новых обличий и атакующей, казалось бы, необратимо секуляризованный современный мир извне и изнутри
В этой связи закономерно актуализируются проблемы, связанные с установлением и определением границ между религиозным и секулярным пространством. Одной из основных проблем такого рода выступает определение границы в субъектном измерении: как отличить социального субъекта — носителя качества «религиозности» и проводника религиозного влияния — от субъекта, таковым не являющегося? Позиции исследователей в от ношении оценки религиозности как фактора, влияющего на человеческую жизнь, варьируются от «сильной» (классическим примером которой может считаться «тезис Вебера» о принципиальной значимости характера религии для профессиональной этики и в целом для экономического поведения человека 1) до «слабой», допускающей вариативные функциональные корреляции между ней и, например, политическими, семейно-демографическими или моральными установками индивида [Lenski, 1961; Богачёв, 2015: 1-23; Пруцкова, 2015: 62-80; Борисова, Павлюткин, 2019: 129-151], его социальным самочувствием [Дивисенко, Белов, 2017: 51-73], и др. Но можно считать негласным консенсусом то, что такое влияние существует, что оно глубоко амбивалентно, что его потенциал велик и что он далеко не изучен в своих ситуативных проявлениях и в общих закономерностях