СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

С. Д. ЛЕБЕДЕВ

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ, 1990-2000-е гг.:

К СОЦИОЛОГИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ ПРОБЛЕМЫ

С. Д. ЛЕБЕДЕВ


РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ, 1990-2000-е гг.:

К СОЦИОЛОГИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ ПРОБЛЕМЫ

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
Статья посвящена обоснованию концепта рефлексивного потенциала религии как значимого фактора ее выживания и социального влияния в обществе современности. На примере традиционной для России религиозной культуры православного христианства демонстрируются и анализируются основные качественные аспекты ее рефлексивного потенциала. На основании вторичного анализа данных социологических исследований и материалов из смежных областей социогуманитарного знания делается вывод о тенденциях изменения рефлексивного потенциала актуальной православной культуры в России в исследуемый период
Лебедев Сергей Дмитриевич — кандидат социологических наук, профессор кафедры социологии и организации работы с молодежью Института государственного и муниципального управления НИУ «Белгородский государственный университет». Адрес: 308015, Белгород, ул. Победы, д. 85, к. 210-А. Телефон: (4722) 301-283. Электронная почта: serg_ka2001-dar@mail.ru



Ключевые слова: социокультурная рефлексия, рефлексивный потенциал
религии, религия, современность, сакральное отношение религии, свет-
ская культура, православная культура
Рефлексия по праву может считаться одним из знаковых явлений нашего времени. Как отмечает Э. Гидденс, «характерной чертой современности является... презумпция всеобщей рефлексивности, включающая, естественно, и рефлексию о природе самой рефлексии» [5, с. 156]. Обесценение жизненного опыта старших поколений во многих случаях приводит «к практической ликвидации последних остатков традиционных социальных норм, включив в поле рефлексии человека все стороны его жизни» [13, с. 153–154]. Рефлексивная деятельность, таким образом, лежит в самой основе воспроизводства социальной системы, которая теперь предполагает постоянную взаимоотсылку мысли и действия [5, с. 155], и выступает одной из констант современной жизни.
Литература

  1. Бабинцев В.П., Морозова Т.И., Реутов Е.В. Самоорганизация российской молодежи: препятствия и механизмы. Белгород: КОНСТАНТА, 2009.
  2. Беккер Г.П. Современная теория священного и светского и ее развитие // Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении / Общ. ред. и послесл. Д.И. Чеснокова. М.: Изд-во иностранной литературы, 1961. С. 158–217.
  3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / Пер. с англ. Е.Д. Руткевич. М.: Медиум, 1995.
  4. Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ) // Вебер М. Избранное. Образ общества / Пер. с нем. М.: Юрист, 1994.
  5. Гидденс Э. Последствия современности / Пер. с англ. Г.К. Ольховикова, Д.А. Кибальчича; вступ. ст. Т.А. Дмитриева. М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2011.
  6. Голицын Г.А., Петров В.М. Социальная и культурная динамика: долговременные тенденции (информационный подход). М.: КомКнига, 2005.
  7. Дубин Б.В. Массовая религиозная культура в России (тенденции и итоги 1990-х годов) // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. No 3 (71). С. 35–44.
  8. Зоркая Н. Православие в безрелигиозном обществе // Вестник общественного мнения. Апрель–июнь 2009. No 2 (100). С. 65–84.
  9. Ильин И.А. Основы христианской культуры // Ильин И.А. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 1. М.: Русская книга, 1993.
  10. Карташев А.В. Церковь. История. Россия. М.: Пробел, 1996.
  11. Коллинз Р. Четыре социологических традиции / Пер. с англ. В. Россмана. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2009.
  12. Костюк К.Н. Возникновение социальной доктрины Русской православной церкви // Общественные науки и современность. 2001. No 6. С. 114–131.
  13. Крупкин П.Л. Россия и современность: проблемы совмещения. Опыт рационального осмысления. М.: Флинта: Наука, 2010.
  14. Лопаткин Р.А. Конфессиональное пространство России: глазами социолога // Религия и право. 2001. No 4. С. 10–14.
  15. Митрофанова А.В. Политизация «православного мира». М.: Наука, 2004.
  16. Митрохин Н. Русская православная церковь. Современное состояние и актуальные проблемы. М.: Новое литературное обозрение, 2004.
  17. Моль А. Социодинамика культуры / Пер. с фр.; вступ. ст. Б. Бирюкова, Р. Зарипова, С. Плотникова. 2-е изд. М.: КомКнига, 2005.
  18. Мчедлов М.П. Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России. М.: Научная книга, 2005.
  19. Основы социальной концепции Русской православной церкви // Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. 2000. No 8 (специальный выпуск).
  20. Панков А.А., Подшивалкина В.И. Проблема воспроизводства религиозного сознания в посттоталитарном обществе // Социологические исследования. 1995. No 11. С. 99–103.
  21. Паршин А.Н. Русская религиозная мысль: возрождение или консервация? // Вопросы философии. 2002. No 4. С. 50–59
  22. Рыжова С.В. О соотношении православной идентичности и гражданского сознания // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. В.С. Магун. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2006. С. 150–168.
  23. Рязанцев И.П. Религия: проблемы социологического измерения // Социологические исследования. 2010. No 6.
  24. Смирнова Н. Классическая парадигма социального знания и опыт феноменологической альтернативы // Общественные науки и современность. 1995. No 4. С. 127–137.
  25. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени / Пер. с англ., послесл. и прил. Т.С. Васильевой; РАН, Институт социологии. М.: Наука, 1997.
  26. Фурман Д.Е., Каариайнен К. Религиозная стабилизация. Отношение к религии в современной России // Свободная мысль–XXI. Теоретический и политический журнал. 2003. No 7. С. 19–31.
  27. Фурман Д., Каариайнен К., Карпов В. Религиозность в России в 90-е гг. XX – начале XXI в. // Новые церкви, старые верующие — старые церкви, новые верующие. Религия в постсоветской России. М.; СПб.: Летний сад, 2007.
  28. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике? М.: Изд-во «Весь мир», 2002.
  29. Христианская социология или социология религии? (Материалы «круглого стола») // Социологические исследования. 2007. No 7. С. 102–106.
  30. Чеснокова В.Ф. Тесным путем: Процесс воцерковления населения России в конце XX века. М.: Академический Проект, 2005.
  31. Tenbruck F.H. Repräsentative Kultur // Sozialstruktur und Kultur / Hrsg. von H. Haferkamp. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1990.
  32. Smith L.L. Strength of weak identities: Social structural sources of self, situation and emotional experience // Social Psychology Quarterly. 2007. Vol. 70. No. 2. P. 106–124.
  33. Lebedev S.D. Religijski procesi kao uzaiamno medukulturno delovanje: konture socioloskog diskursa // Filozofia I drustvo. Broj 1, 2009. Godina XX. S. 37–48.