С. Д. Лебедев


РЕЛИГИОЗНЫЙ РЕНЕССАНС КАК СОЦИАЛЬНАЯ

РЕАЛЬНОСТЬ: К ДЕМИФОЛОГИЗАЦИИ ПОНЯТИЯ


Понятие «религиозный ренессанс», или «религиозное возрождение» (religion revival), получило достаточно широкое хождение еще в последние десятилетия XX века. В России оно распространилось в 1990-е гг. в связи с кардинальным изменением общественно - политической ситуации и выходом религий из «социального гетто». Можно говорить о том, что к настоящему времени данное понятие уже прочно вошло в научный и, в частности, социологический обиход, о чем свидетельствует употребление соответствующих терминов без кавычек ведущими отечественными социологами и их «прописка» в социологических словарях [9, c. 9-10; 4, c. 407]. Между тем, как справедливо отмечал крупнейший российский религиовед Л.Н. Митрохин, «религиозное возрождение» по сей день входит в число тех понятий, которые, при своем ключевом значении для понимания современной религиозной ситуации, «все еще толкуются в произвольном, “пиквикском” смысле» [8]. В качестве одной из важнейших задач современного религиоведения (и, прежде всего, социологии религии) представляется анализ соответствующих концептуальных конструкций с целью их научно обоснованного наполнения и уточнения

Литература


  1. Бергер П. Религиозный опыт и традиция // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 363.
  2. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. С. 221-223.
  3. Котельников Г.А., Лебедев С.Д. Концептуальные модели взаимодействия светской и религиозной культур // Социологические исследования. 2004. No 5. С. 121-129.
  4. Кравченко С.А. Социологический энциклопедический англо-русский словарь. М.: РУССО, 2002.
  5. Лебедев С.Д. Две культуры: религия в российском светском образовании на рубеже XX – XXI веков: Монография. Белгород: Изд-во БелГУ, 2005.
  6. Левада Ю.А. Социальная природа религии. М.: Наука, 1965.
  7. Лопаткин Р. Конфессиональное пространство России: глазами социолога // Религия и право. 2001. No 4. С. 14.
  8. О религии, атеизме и православии. Академик Лев Митрохин отвечает на вопросы портала «Религия и СМИ» [online]. Date of access: 01.10.2002. <http://religare.ru/article1062.htm>
  9. Осипов Г.В. Православная церковь в жизни российского общества // Россия: духовное возрождение. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1999.
  10. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М.: Изд-во «Эксмо», 2003. С. 353-355.
  11. Таевский Д.А. Синкретические религии и секты. Словарь-справочник. М.: INTRADA, 2001.
  12. Пейкова З. Отношение российского населения к православию в конце XX века: по материалам социологических исследований // Миссионерское обозрение. 2001. No 3 (65). С. 7-11.
  13. Ровнер А. Ступенька к гнозису // Антология гнозиса. Современная русская и американская проза, поэзия, живопись, графика и фотография / Под ред. А. Ровнера и др. В 2-х т. Т. 1. СПб.: MEDYЗA, 1994. С.
  14. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. С. 810-811.
  15. Фурман Д.Е., Каариайнен К. Религиозная стабилизация: отношение к религии в современной России // Свободная мысль — XXI: Теоретический и политический журнал. 2003. No 7. С. 19-31.
  16. Berger P.L. The desecularization of the world: A global overview // The desecularization of the world: Resurgent religion and world politics / Ed. by P.L. Berger. Michigan: William B. Eerdmans Publishing Company, 1999