С. Д. ЛЕБЕДЕВ


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ РЕЛИГИИ:

К СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Статья посвящена теоретическому обоснованию понятия «образовательная рефлексия религии», что представляется важным для социологического осмысления современных отношений между институтами религии и образования. Достижение этой цели предполагает последовательное решение задач: теоретической интерпретации функции образовательной рефлексии, её конкретизации применительно к изучению религии в современной российской школе, концептуального объяснения проблемной зоны и предварительного моделирования социологического модуля сопровождения образовательного процесса. Для этого применяются общенаучные методы анализа, синтеза, типологизации и сравнения. Образовательная рефлексия может быть определена и описана как комплекс функционально специализированных мыслительных интенций субъектов образовательного процесса, направленных на его регулирование. Условием успешности такого регулирования выступает согласованность позиций стратегических, тактических и целевых субъектов образования, типологизируемых в соответствии с их функциями в образовательной коммуникации. При изучении религии в современной российской школе актуализируется комплекс латентных противоречий между культурами светского и религиозного типов, что ставит под вопрос достижение позитивного образовательного эффекта. Проблемная ситуация концентрируется в легитимированных в последние годы практиках конфессионально ориентированного образования на средней ступени. Последнее обусловлено, помимо межкультурных противоречий, ценностноориентирующим характером соответствующих учебных дисциплин и возрастными особенностями учащихся. Предупреждение и текущее регулирование соответствующих проблем представляется осуществимым при подключении к образовательному процессу социологического модуля обратной связи между стратегическими и тактическими субъектами образования, с одной стороны, и целевым субъектом — с другой.
Лебедев Сергей Дмитриевич — кандидат социологических наук, профессор кафедры социологии и организации работы с молодежью Института управления Белгородского государственного национального исследовательского университета. Адрес: 308036, Белгород, пер. Юрьевский, д. 4. Телефон (4722) 53-63-97. Электронная почта: serg_ka2001-dar@mail.ru


Ключевые слова: конфессионально ориентированное образование, образовательная коммуникация, образовательное знание, религия, рефлексия, социальные субъекты образования, социология.
Образование — одна из важнейших рефлексивных подсистем общества. Не случайно оно переживает особенно интенсивное развитие и институционализируется именно в период Модерна, характерным свойством которого является перманентная и всепроникающая рефлексия всех значимых сторон общественной жизни [3, с. 103]. Социологи видят «смысл и назначение» образования в создании социального субъекта [5, с. 39]; именно в деятельности последнего воспроизводятся базовые общественные отношения и практики. Современный (модерный) социум утверждает себя через массово организованное формирование таких субъектов по определенным образцам, концентрирующим в себе преобладающие (социально одобряемые) потребности, ценности и средства их реализации. Этот процесс с необходимостью рефлексивен, поскольку как сами эти потребности и ценности, так и объективные возможности их осуществления, наконец, связанные с этим риски весьма динамичны.

Литература


  1. Бабинцев В.П., Морозова Т.И., Реутов Е.В. Самоорганизация российской молодежи: препятствия и механизмы. Белгород: КОНСТАНТА, 2009. — 238 с.
  2. Белова Т.П. Религия как институт гражданского общества. Иваново, 2012. — 108 с.
  3. Гидденс Э. Последствия современности. М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2011. — 352 с.
  4. Голицын Г.А., Петров В.М. Социальная и культурная динамика: долговременные тенденции (информационный подход). М.: КомКнига, 2005. — 272 с.
  5. Григорьев С.И., Матвеева Н.А. Неклассическая социология образования начала XXI века. Барнаул: АРНЦ СО РАО, 2000. — 159 с.
  6. Зборовский Г.Е. Образовательное знание как проблема социологии // Социологические исследования. 2012. No 2. С. 12–20.
  7. Зборовский Г.Е. Социология образования и социология знания: поиск взаимодействия // Социологические исследования. 1997. No 2. С. 3–17.
  8. Крупкин П.Л. Россия и современность: проблемы совмещения. М.: Наука; Флинта. 2010. — 586 с.
  9. Кусжанова А.Ж. Социальный субъект образования // CREDO new. 2002. 1 [электронный ресурс]. Дата обращения 09.03.2014. URL:<http://credonew.ru/content/view/263/54/>.
  10. Лебедев С.Д. Конфессионально ориентированные практики в российском образовании как социально-политический консенсус // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». 2012. No 4 (9). С. 120–126.
  11. Лебедев С.Д. Парадоксы религиозности в мире Позднего Модерна // Социологические исследования. 2010. No 12. С. 81–91.
  12. Лебедев С.Д., Бахарев В.В. Религиозная культура в светском образовании (региональный аспект) // Научные ведомости БелГУ. Философия. Социология. Право. 2009. No 1. С. 117–126.
  13. Лопаткин Р.А. Конфессиональное пространство России: глазами социолога // Религия и право. 2001. No 4. С. 10–14.
  14. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. М.: Планета 2000, 2004. — 384 с.
  15. Нечаев В.Я. Социология образования. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 199 с.
  16. Писманик М.Г. Проблемы преподавания религиоведения // Религия в изменяющейся России. Материалы II Российской научно-практической конференции (11–12 мая 2004 г.): В. 2-х т. / Под ред. В.А. Кайдалова, М.Г. Писманика. Пермь: Изд-во ПГТУ, 2004.
  17. Религия в самосознании народа: религиозный фактор в идентификационных процессах / Отв. ред. М.П. Мчедлов. М.: Институт социологии РАН, 2008. — 415 с.
  18. Смирнова Н. Классическая парадигма социального знания и опыт феноменологической альтернативы // Общественные науки и современность. 1995. No 4. С. 127–137.
  19. Тощенко Ж.Т. Мина замедленного действия // Философские науки. 2010. No 8. С. 10–18.
  20. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике? М.: Изд-во «Весь мир», 2002. — 144 с.
  21. Шаронова С.А. Социология образования: Учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. — 380 с.
  22. Шубкин В.Н. Социология и общество: научное познание и этика науки. М.: ЦСПиМ, 2010. — 424 с.
  23. Эльконин Б.Д., Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Подростковый этап школьного образования в системе Эльконина – Давыдова // Вопросы образования. 2004. No 3. С. 118–142.
  24. Giddens A. The construction of society: Outline of the theory of structuration. Berceley & Los Angeles, 1984. XXXVII. — 402 p.